Тесты с ответами на вопросы ЕПТ Ростехнадзора и ЕИСОТ Минтруда РФ

Изменения в промышленной безопасности в 2024 году

0 572

В 2024 году вступают в действие изменения в области промышленной безопасности, влияющие на все аспекты деятельности предприятий и организаций. Одним из главных изменений станет введение новых стандартов и регламентов, которые будут регулировать работу предприятий в области промышленной безопасности. Благодаря этому, планируется повысить уровень безопасности на предприятиях и снизить вероятность аварий. Рассмотрим основные изменения в нормативных документах.

Определение класса опасности и разработка деклараций промышленной безопасности

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ 1997 г. (примечание п.3), в случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, для определения класса опасности объекта учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.

С 01.01. 2024 года Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»» № 534-ФЗ 2023 года внесен п. 4 в вышеуказанное примечание: применяется исключение из этого правила. Класс опасности ОПО может быть определен без суммирования количества опасных веществ одного вида, если в соответствии со сведениями, указанными в декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта — территория возможного действия поражающих факторов при аварийной ситуации не распространяется на ближайший опасный производственный объект.

Стоит отметить, что провести перерегистрацию ранее зарегистрированного ОПО в Государственном реестре опасных производственных объектов с учетом изменений можно только по инициативе эксплуатирующих организаций. Для этого необходимо подать соответствующие заявления в органы Ростехнадзора, при условии подтверждения наличия оснований для изменения класса опасности такого опасного производственного объекта.

Эти меры направлены на оптимизацию расходов и сроков строительства ОПО, а также снижение административной нагрузки при их эксплуатации без ущерба безопасности.

Следующим изменением требований промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом № 534-ФЗ 2023 года является возможность разработки декларации промышленной безопасности для ОПО 3 и 4 классов опасности при строительстве, реконструкции, эксплуатации, техническом перевооружении, консервации и ликвидации ОПО по инициативе организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Для этих деклараций также требуется проведение экспертизы промышленной безопасности. Эти требования действуют с 01.01.2024 года.

Стоит помнить, что несоблюдение требований промышленной безопасности ведет к применению административного наказания по статье 9 КоАП РФ.

Установление требований промышленной безопасности для новых субъектов РФ.

В соответствии с требованиями приказа Ростехнадзора от 05.07.2023 года № 244 «Об утверждении обязательных требований, применяемых при осуществлении отдельных видов деятельности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также перечень грубых нарушений указанных требований» и приказа Минтранса РФ от 12.05.2023 года «Об утверждении временных обязательных требований при осуществлении деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и перечня их грубых нарушений» с 01.03.2024 года на указанных территориях определены временные обязательные требования в области промышленной безопасности и перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом для предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I, II и III классов опасности, транспортировку и погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте опасных грузов без оформления соответствующей лицензии.

Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности

С 01.09. 2024 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 29.07.2023 г. № 1233 «О внесении изменений в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.12. 2020 г. № 2168.

Скорректированы задачи производственного контроля.

Слова "работник или должностные лица службы производственного контроля, ответственные за осуществление производственного контроля" по тексту правил заменены словами "работников, осуществляющих производственный контроль, и лица, ответственного за осуществление производственного контроля".

Работник, осуществляющий производственный контроль, обязан, в том числе:

  • доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами;
  • информировать лиц, осуществляющих по гражданско-правовым договорам на опасном производственном объекте работы (оказывающих услуги) в области промышленной безопасности, к которым установлены требования промышленной безопасности, о таких требованиях.
  • Дополнены права лица, ответственного за осуществление производственного контроля, и работника, осуществляющего производственный контроль;
  • контролировать готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте работников эксплуатирующей организации, ее собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, созданных из числа работников эксплуатирующей организации, а также состояние систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;
  • контролировать полноту и актуальность информации о состоянии промышленной безопасности в информационных системах эксплуатирующей организации, требования к которым установлены федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;
  • контролировать организацию безопасной эксплуатации зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Изменения требований к аттестации работников в области промышленной безопасности

Также с 01.09.2024 года начинают действовать требования, содержащиеся в приказе Ростехнадзора от 09.08.2023 N 285 «Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».

Обновленный список областей аттестации содержит 100 позиций, часть из них существующие, часть — новые.

Напоминаем, что руководители, специалисты, занятые в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, сфере электроэнергетики обязаны проходить аттестацию в установленные законодательством сроки.

Аттестация руководителей и специалистов, проведенная до вступления в действие настоящего приказа действует до её окончания.

Кроме того Ростехнадзором периодически обновляются вопросы тестирования:

  • С 15 января 2024 года добавлен перечень вопросов тестирования по разделу «Требования безопасности гидротехнических сооружений», которые утверждены распоряжением Ростехнадзора от 27.11 2023 N 72-рп;
  • С 29 января 2024 года обновлены вопросы тестирования по разделу «Требования к эксплуатированию электростанций и энергосетей», утвержденные распоряжением Ростехнадзора от 06.12.2023 N 75-рп.

Эксплуатация гидротехнических сооружений (ГТС)

С 01.09. 2024 года вступает в силу новая редакция Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» (в редакции Федерального закона от 29.05.2023 N 191-ФЗ).

Согласно Закону N 191-ФЗ:

1. Уточнён круг НПА, составляющих законодательство о безопасности гидротехнических сооружений (ГТС).

К их числу дополнительно отнесены федеральные нормы и правила в области безопасности ГТС, которыми должны устанавливаться обязательные требования:

  • к безопасности технологических процессов при эксплуатации ГТС;
  • к уровню профессионального образования экспертов в области безопасности ГТС, их стажу работы, знаниям и навыкам, необходимым для проведения госэкспертизы деклараций безопасности ГТС;
  • к порядку установления собственником или эксплуатирующей организацией критериев безопасности ГТС, а также организации и осуществления контроля за показателями состояния ГТС;
  • к порядку действий при аварии ГТС.

2. Скорректированы понятия "гидротехническое сооружение", "эксплуатирующая организация" и "декларация безопасности гидротехнического сооружения".

При этом в Закон N 117-ФЗ дополнительно включены термины "авария гидротехнического сооружения", "вероятный вред", "гидроузел" и "эксперт в области безопасности гидротехнических сооружений".

3. Актуализированы полномочия Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности ГТС.

4. Предусмотрено, что присвоение или изменение класса опасности ГТС должно производиться по результатам очередного декларирования безопасности ГТС.

5. Закреплено, что к числу общих требований, обеспечивающих безопасность ГТС, относится необходимость проектирования, строительства и реконструкции ГТС в соответствии с проектной документацией, разработанной с учётом класса ответственности ГТС, устанавливаемого в соответствии с законодательством о техническом регулировании.

6. Уточнены обязанности собственника ГТС и эксплуатирующих организаций, которые среди прочего должны:

  1. обеспечивать разработку декларации безопасности ГТС, содержащей критерии безопасности ГТС;
  2. обеспечивать проведение регулярных и преддекларационных обследований ГТС;
  3. организовывать эксплуатацию ГТС в соответствии с:
  • нормами законодательства РФ о техническом регулировании, регламентирующими требования к надёжности и безопасности зданий и сооружений;
  • ФНП в области безопасности ГТС;
  • иными нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к безопасности ГТС.

Одновременно из числа обязанностей собственника ГТС и эксплуатирующих организаций исключена обязанность разработки и согласования с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора, правил эксплуатации ГТС.

7. Усовершенствованы требования к декларированию безопасности ГТС:

  1. 1) декларация безопасности ГТС должна содержать обоснование уровня безопасности ГТС (нормальный, пониженный, неудовлетворительный или опасный), который устанавливается уполномоченными органами при утверждении декларации безопасности ГТС;
  2. 2) при консервации и ликвидации ГТС, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, декларация безопасности ГТС должна составляться органами исполнительной власти субъекта РФ;
  3. 3) собственник ГТС или эксплуатирующая организация при составлении декларации безопасности ГТС должны обеспечить определение вероятного вреда и проведение преддекларационного обследования ГТС.

8. Утратившими силу признаны статьи 17 и 18 Закона N 117-ФЗ, касающиеся:

  • финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии ГТС;
  • участия государства в возмещении вреда, причинённого в результате аварии ГТС.

Кроме того, Законом N 191-ФЗ уточнено, что к особо опасным и технически сложным объектам должны относиться гидротехнические сооружения первого и второго классов ответственности, устанавливаемых в соответствии с законодательством о техническом регулировании. Необходимые изменения внесены в статью 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

Все приведенные изменения направлены на повышение уровня безопасности на промышленных предприятиях и предотвращение аварий и инцидентов, несущих риски неблагоприятного воздействия на экологическую обстановку, окружающую среду и здоровье людей.

29 Января, 2024
Комментарии (0)
Ваш комментарий будет первым